Казакова Дарья Александровна – ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ … (судьбы детей военной поры)

Опубликовано Апрель 25, 2017 - admin в Исследовательские работы, педагогические проекты, Работы победителей конкурсов

ДВИЖЕНИЕ В ПОДДЕРЖКУ ИНИЦИАТИВ ПЕДАГОГОВ «ЕВРОКОНКУРС»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ  КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

«УШЛА ВОЙНА, ОСТАЛАСЬ ПАМЯТЬ… 70-ЛЕТИЮ  ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ»

 

ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ …

(судьбы детей военной поры)

 

                                                                          Автор: Казакова Дарья Александровна,

                                                           ученица 11 а класса

                                                           МБОУ «Городская гимназия №1»

                                                                г. Усть-Илимска, Иркутской области

 

                                                           Руководитель: Литвинская Ирина Олеговна,   учитель истории и обществознания

                                                           МБОУ «Городская гимназия №1»

                                                                г. Усть-Илимска, Иркутской области

                                                                                                                                         

Иркутская область

г. Усть-Илимск

2015 год


 

                                      Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-5

Основная часть…………………………………………..…………………………6-9

Результаты социологического опроса…………………….…………………………….11

Заключение………………………………………………………………………..13

Список используемых источников и литературы……………….…………….15

Приложение………………………………………………………………………16


Введение

В  огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет…

А. Бышев

Для нас, как и для каждого нормального человека, кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне и разного рода террористическим актам. Ужаснее всего, когда мишенью зла становятся дети,  самые чистые существа на земле. О минувшей войне можно говорить по-разному: скорбно и торжественно, с любопытством школьника и бесстрастием ученого. В этом году наша страна отмечает 70-летие Великой Победы. Хотя прошло много лет со дня окончания войны, но мы продолжаем вспоминать о тех, кто выстрадал эту победу.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

А ведь детство – самая счастливая пора в жизни каждого ребенка. Но так случилось, что многие дети не видели этой поры. У них не было детства. Они уже в свои 8-12 лет совершали подвиги наравне с взрослыми.

С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941года.  Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым.     

Кто они уже седые мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной?  

Утром двадцать второго июня 1941 года на одной из улиц лежала убитая девочка с не заплетенными косичками и ее кукла.… Многие запомнили фотографию этого ребенка …

Что есть дороже детей? У любой матери? У любого отца? 

А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? Убивает тех, кто родился и  тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

Война в жестокой слепоте своей соединяет  несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Дети беспощадной волей войны оказались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадками, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире.

И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих о тех далеких событиях, сохранить их воспоминания. Это нужно нам…живым… сейчас…

И сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов дома и горят детские кроватки. И сегодня хочется кому-то большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.

Как сохранить нашу планету, чтобы детство никогда НЕ ЗАКАНЧИВАЛОСЬ. Кто доиграет за тех детей, которые не успели, не смогли доиграть в свою игру?

Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это и нравственные потери, это, прежде всего изуродованное, искалеченное детство, отчаянье и горе матерей.

Цель исследования:

Доказать на примере жизни жителей нашего города, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, что страшнее слова война нет ничего на свете, поэтому нам нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению.

Гипотеза:

  • Если мы будем знать и использовать в качестве примера опыт, знания, оставленные предшествующими поколением, то вырастем образованными, мужественными гражданами, достойными своей великой и сильной Родины.
  • Можно ли считать, что у детей военной поры было детство?

Объект исследования: события жизни  людей, переживших войну в детском возрасте.

Предмет исследования: условия жизни детей в годы Великой Отечественной войны, влияние  военного детства на судьбы моих земляков.

Задачи исследования:

  • проследить судьбы детей в годы Великой Отечественной войны;
  • убедиться, что война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают.
  • научить уважать и почитать старшее поколение, «обожженное» войной.

Методы исследования:

  • анкетирование
  • интервьюирование
  • описательный метод
  • статистический метод
  • графический метод
  • метод сравнительного анализа
Данная тема в материалах периодической печати раскрыта достаточно слабо. Но на наш   взгляд,  факты  их военного детства, будут очень интересны  ученикам и другим жителям нашего города.  Именно это подтверждает   новизну  работы.

Прикладная ценность полученных результатов  заключается в том, что материалы, полученные в ходе исследовательской работы будут представлены в  краеведческом альбоме «Мужество и слава молодых», посвященном детям войны, а также могут быть использованы для проведения уроков мужества и  классных часов.

Проблема исследования:

Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.  О чем мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно.  К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую» игру, которая длилась четыре  долгих и нескончаемых года. Они, также как и я, учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь, радуясь запаху полевых цветов, шуму дождя и радуясь лучам  утреннего солнца. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет. В своей книге «Герои и судьбы» А. Недогонов пишет: 

Мы книги читали о счастье – они их сжигали в огне;

Мы ставили звезды на елках – они на еврейской спине.

Мы ландыши рвали руками – они их срезали ножом,

Стрижей мы ловили силками – они их сбивали ружьем…[1]

Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, увезли в немецкое рабство, угнали в концлагеря. Некоторым повезло, они наравне с взрослыми шли воевать, с оружием в руках защищать свою Родину.  Детей,  оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне с взрослыми. О Великой Отечественной войне написано много: это и  воспоминания фронтовиков,  литературные произведения, и сухие цифры статистки, созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но, ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидела, встретившись с нашими ветеранами. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.[2]

 

Основная часть

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и вообще многое в их жизни перечеркнет одно страшное слово – Война. День, «черное воскресенье», в раз перечеркнуло множество планов, надежд, прекрасных мирных порывов. Принесло горе. Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью. Война – это горький пот и кровь, погибшие молодые люди, непрожитые жизни, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, не совершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами, это письма, которых ждут и боятся получать.… И, конечно, это горе большое горе и для всего народа, и  для родных и близких.

У целого поколения украли детство. «Дети Великой Отечественной» – так называют сегодняшних  60-80-летних людей и дело не только в дате рождения, главное их воспитала война.[3]

     Когда встречаешься с очевидцами тех событий, то невольно задаешься вопросом: «Как можно было это все выдержать? Где они брали силы, чтобы не впасть в отчаяние? Что являлось источником мужества и героизма не только взрослых, но и детей той военной поры?»

Война и дети… Трудно представить что-то более жестокое. Какое сердце не обожжет память тех огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже далеко за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни, черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам. А ведь солнечное утро             22 июня предвещало новый радостный день – день летних каникул. Тревожно затрубили горны: «Война!»

Разрушения и зверства в период фашистской оккупации были огромными, если части Красной Армии не выбили фашистские войска внезапным ударом из сел, городов, деревень, не дав, таким образом, фашистам оккупантам осуществить свои коварные замыслы по физическому уничтожению мирного населения.

А в голод спасала лишь корочка хлеба,

Очистки картофеля, жмых…

И падали  бомбы на головы с неба,

Не всех, оставляя в живых.

Из воспоминаний:

Муратова Галина Ивановна родилась 25 августа 1938 года. Трудно вспоминать свое детство Галине Ивановне, со слезами и выпитой таблеткой перед беседой, она рассказывает: «больно вспоминать, снова переживая те далекие события,  жилось тяжело. Мы, маленькие дети в основном пасли скот, пололи просо, рожь, свеклу. Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды, а  суп  из крупы – так это вообще праздник.  Весной рвали лебеду и поливали и выращивали  крапиву, наблюдая за тем, чтобы никто чужой её не сорвал. Настоящим лакомством для нас ребятишек были еловые шишки, которые по весне по вкусу напоминали землянику, ходили в старых лохмотьях, обуви практически мы и не знали. Мыла и соли не было ни у кого, летом мылись глиной. Война объединила людей, все друг другу помогали, делились тем, что было. Почти все игры у нас были связаны с войной, русскими хотели быть все, а вот немцами  – никто, даже дрались, распределяя роли.

Люди работали на износ, пока не падали, ведь считалась, если упал, значит, действительно болен. Все верили в победу и приближали ее как могли своим тяжелым трудом».

 Галина Ивановна тыльной стороной ладони вытирает  выступившие слезы, а я представляю, маленькую худенькую девчушку в рваном платьишке с огромными добрыми глазами цвета неба.

«Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения нашей деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам и нам –  детям».

 Воспоминания Сухаревой Тамары Ивановны вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез.

«Известие о войне вихрем ворвалось в нашу жизнь и разбило ее привычный уклад. Отца – Ивана Тимофеевича сразу забрали на фронт, вскоре в ополчение – копать окопы – ушла мама – Александра Павловна. Тамара вместе с младшим братом осталась на попечении бабушки. Бабушка старалась успеть всюду – трудилась и на колхозных полях, и на своем огороде, но, а мы ей как могли, помогали. Работать было тяжело. Жара стояла невыносимая, я даже не раз сознание теряла. Принесут меня, помню, без чувств к пруду, вода в нем холодная – прехолодная, этой водой и откачивали.

Зерно и картошку, которую успевали убрать до заморозков, оставляли на посадку, а на еду в основном шли те клубни, что собирали уже из-под снега. Хранить их долго не удавалось, но и подгнившие они использовались в пищу.     Из такой  же картошки весной, добавив лебеды и все, тщательно перемешав, пекли лепешки.

А колоски пшеницы, которые оставались после уборки урожая, мы собирали украдкой, так как объездчики днем и ночью охраняли поля, отгоняли детей и на своих лошадях гнали нас до самого пруда. Только там, в холодной воде ребятишкам удавалось спрятаться от разъяренного сторожа, выждав какое-то время, озябшие мы спешили скорее домой».

Тамара Ивановна со слезами вспоминает: «зимой постоянное ощущение голода только обострялось, к нему добавлялась еще одна беда – холод. Зима тогда была снежная, с  огромными сугробами. Деревья на дрова рубить запрещали, поэтому топили, чем придется, те, что жили, поближе к кладбищу, просили прощение у мертвых и таскали кресты с их могил». Семья Сухаревых жила недалеко от леса, там они на свой страх и риск дрова и заготавливали. Младший брат Саша будил Тамару в два часа ночи. С саночками по сугробам ребята тихо шли в лес, по очереди рубили дерево топором и возвращались обратно.

«Когда немцы подошли совсем близко к нашему селу – взрослые стали угонять скот, чтобы ничего не досталось фашистам. Я помогала старшим отправлять коров, быков, овец  в другие районы, но к счастью, немцы до нашей Листопадовки так и не дошли», – рассказывает Тамара Ивановна.

Через два года после начала войны из ополчения вернулась мама. Даже в трудное военное время я не переставала мечтать и спустя годы уже после войны моя сокровенная  мечта стать учителем осуществилась.

 По словам Тамары Сухаревой, 9 мая 1945 года – День Победы она не забудет никогда. Это было и горе и радость одновременно.

Той большою войной

Опаленное детство

С неспокойной судьбой

Нам досталось в наследство…

Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой Отечественной войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников. Пионеры и школьники многих городов и сёл страны не ограничивались только поддержкой начинаний своих родителей в оказании помощи, раненым бойцам и командирам, но и проявляли собственную инициативу, которая выходила за рамки существовавших движений. Об этом свидетельствуют многие примеры[4].

Воспоминания Бондалетовой Галины Николаевны потрясли меня до глубины души. Сдерживая бегущие по ее морщинистым щекам слезы, Галина Николаевна рассказывала: «Родилась 11 апреля 1928 года в посёлке Качуг, Иркутской области  в крестьянской семье, кроме меня было ещё 2 ребятишек.        С 8 лет пришлось помогать родителям вести хозяйство. Часто приходилось зарабатывать себе на одежду и обувь, в более зажиточных семьях – нянчить детей. Из маленькой, ещё несмышлёной девчонки Галина стала не по годам взрослой и ответственной девушкой, которой пришлось много работать.В то время в деревнях жили очень бедно, а с началом войны стали жить ещё хуже. Многие семьи жили впроголодь, одевать было нечего. Частенько вечерами, во время скудного ужина, каждый из нас задумывался: скушать ли последний кусок или оставить на утро. В 1941 году пошла, работать на почту, и проработала там до 1946 года. Односельчане с радостью и надеждой встречали такую маленькую «почтальонку». Хотя к вечеру, и сумка уже до боли оттягивала мои худенькие плечи, и ноги «гудели» от усталости, я снова рано утром вставала и бежала на работу. Считала, что делаю благое дело, внося свой вклад в дело Победы. Самое трудное было видеть лица, посеревшие от горя, когда приходилось доставлять печальные вести о раненых. А если случалось нести «похоронку», ноги не слушались. Придёшь, бывало, не знаешь, как подать такое сообщение, а мать или сестра тут же падают в обморок, и не знаешь, как помочь, чем привести её в чувство. Но всё пережили, пережили вместе. Победа досталась дорогой ценой. Но и радость от известия об этом была великая. Потом начались послевоенные будни. Мало кто из ушедших солдат вернулся с фронта. Деревня продолжала держаться на стариках, женщинах и детях. Но, несмотря, ни на что, мы были молоды, и даже изнурительный труд не мог заставить нас отказаться сходить на танцы».

Галина Николаевна рассказала о том, как сложилась её жизнь и после войны: «Мы решили, позаботиться о детишках – дошкольниках, отцы которых погибли на фронте, а матери работали. Сажали деревца в школе, ухаживали за ними, чтобы все они быстро принялись, а потом разбили несколько цветочных клумб и  вдоль дорожек посеяли просо. Наш школьный  двор превратился в цветущий сад. Хорошо там стало играть и бегать нашим  школьникам. Тимуровцы постарше занимались с малышами. Придумывали разные интересные игры, читали им вслух книги, водили на прогулку. Матери были довольны, что их детишки всегда под присмотром». (Приложение 1)

   Луговская Екатерина Петровна на фронте не была. Когда началась война, ей было всего лишь 14 лет, но она уже трудилась в колхозе и чем могла, помогала взрослым. Почти всегда хотелось есть, а кушать было почти нечего, потому, что все отправляли на фронт для победы. В школу она ходила за 5 -7 километров. Сапог или валенок не было – ходили в лаптях Екатерина Петровна вспоминает: «Из школы я несла домой для младшей сестры кусочек хлеба, она меня всегда встречала. Однажды их, ребятишек, поймал в поле за сбором колосков управляющий на лошади, он отхлестал кнутом тех, кому не удалось от него увернуться, и приказал всем высыпать колоски на землю. Что это? Злоба управляющего? Нет, это его ответственность перед законом, так как в то время очень строго наказывали и  даже за 5-6 колосков пшеницы, все должно было идти на фронт, нужно было кормить армию, о голоде в селах и городах  мало кто думал…. страшные это были годы».

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе.           С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.

 

Результаты исследования

Дети войны – они старались быть похожими на взрослых, прекрасно понимали, что только общими усилиями тыла и фронта можно победить немецко-фашистских захватчиков, которые прервали мирную жизнь, лишили не только взрослых, но и детей радости и счастья. Они сознавали: для того что бы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а для этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается. И они находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии.

Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов – фронтовиков,  ребята в нём принимали самое активное участие. Нетрудно представить, какую радость такие подарки доставляли воинам – фронтовикам. Как правило, каждая посылка с подарками фронтовикам сопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца. Во многих из посылок были письма под заголовком «Мсти за папу». Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остался сиротой. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.

В ходе исследования нами был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 94 ученика 7-10-х классов МБОУ «Городская гимназия №1» и наши сверстники из других школ города всего 163 человека. В результате опроса мы выяснили:

96% опрошенных знают, когда началась и закончилась война и к нашему стыду 4% этого не знают (объясняя тем, что им это не интересно).

–  98% знают итоги и последствия войны, у 64% ребят прадедушки и прабабушки были на войне (они говорят, что представляют, что было на войне, понимают, что испытали те, кто воевал,  защищая Родину, и те, кто пережил военное лихолетье).

 На  вопросы «Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны?»  мои сверстники отвечали по-разному:

 Шестакова Александра 11«б» «СОШ №1»: «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов прабабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни. Мне всегда было интересно её слушать, ведь многое то, что она рассказывала, нам не даётся на уроках истории. Например, меня удивило то, что люди не сразу поверили, что началась война. Многие несколько дней даже не подозревали, что их ждёт в ближайшие четыре года. Даже сейчас, представив это, невольно бросает в дрожь. А что чувствовали люди тогда, в 1941-м? Вообще, я  считаю, что необязательно знать точные даты всех сражений или тактику той или иной страны в войне. Главное, это сопереживать и понимать то поколение людей, которое позволило нам сейчас  жить в мире и согласии».

 Воронов Денис 8 «а» «Городская гимназия№1»: «О войне я знаю в основном из фильмов, очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи и лучше всего это можно прочувствовать, посмотрев хороший фильм. «Офицеры», «Неслужебное здание», «Диверсанты», «Штрафбат» – это мои любимые фильмы. Недавно я посмотрел вторую часть фильма «Мы из будущего», фильм произвел на меня неизгладимое впечатление, знаете, советую всем посмотреть и первую, и вторую часть этого фильма. В нём настолько по-настоящему показывается жизнь того времени, что иной раз бросает в дрожь, к тому же, этот фильм не только  критикует современную молодёжь, но и заставляет любить то место, где мы живём – Нашу Родину».

 Клименок Ксения 10 «б» «Городская гимназия№1»: «Война – это самая большая трагедия. Принесшая людям боль…Горе…Слезы… Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью,  руинами, горем, разрушающим огнём, безумством. Прошло уже немало лет со времен той страшной роковой войны, но до сих пор в сердцах ветеранов живут воспоминания. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь и это главное».

Исходя из данных социологического опроса, можно сделать вывод, что подростки владеют фактической информацией но, мало знают о  чувствах, эмоциях тех детей, которые пережили эту страшную пору. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, кто пережил войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в  послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет?

 

Заключение

 Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день? Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломным во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душах переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть и павших на фронтах отцов, братьев.

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как некогда стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком.

Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как  лишение детства детей, родившихся до и во время войны. Теперь  они уже глубокие старики, но война узурпировала их детский быт. Дети военной поры росли, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились  на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцах, да и  щемящими душу переживаниями: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей.

Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела в Отечественной войне советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством,  а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии.

    Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час,   и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны.

В ходе работы мне очень хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в те страшные годы нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. В основу своей  работы  я положила  воспоминания жителей нашего города, которые не только потрясли меня, но и оставили неизгладимый след в моей душе и этого не прочитаешь, ни в одной книге, не увидишь, ни в одном кинофильме.

В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. И наш долг –  сохранить в памяти события войны. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. Война живет в памяти народа, она не должна никогда повториться, но и забывать о ней нельзя.

Мы живем в непростое время, о чем свидетельствуют события на Украине и все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество – общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание.       

 

Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…»

А. Твардовский

           

Список использованной литературы и источников

Литература:

  1. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года, http://www.annagerman.senat.org/Eurydyka
  2. Головатова, Л., Война и голод [Текст]/ Л., Головатова// Три свечи – 2004. – С.74;
  3. Головатова, Л., Не воевали мои одногодки [Текст]/ Л., Головатова// Три свечи – 2004. – С.76;
  4. Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. – М.: Политиздат, 1984
  5. Документы и фотографии из семейных архивов
  6. Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. 2000 г. Ч.2. С. 24.
  7. Интервью с Муратовой Г.И., Сухаревой Г.И.
  8. Караев В. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне / Москва «Молодая гвардия» – 1982;
  9. А. Т. Твардовский Стихотворения и поэмы. – М.: Мол. Гвардия, 2008г.

 

Источники

 

 

  1. Интервью с Сухаревой Т.И.
  2. Интервью с Муратовой Г.И.
  3. Картотека управления социальной защиты населения;
  4. Семейный архив Муратовой Г.И.
  5. Семейный архив Сухаревой Т.И.
  6. http://sch76-muzeum.narod.ru/deti.html;
  7. http://www.kemerovo.ru/glavnoe/bloknot html;
  8. Фендель, А., Вот оно какое – босоногое детство [Текст]/А.Фендель// Городок. – 2012.-1 ноября. – С.6;
  9. Фендель, А., На грани добра и зла [Текст]/А.Фендель// Городок. – 2013.-10 января. – С.25;

 

Сравнительная таблица для исследования особенностей послевоенных судеб героинь

 

Ф.И.О. Год и причина прибытия в г. Усть-Илимск, сведения о семье Стаж работы Место работы и занимаемая должность Награды Жизненное кредо и отличительные особенности
Муратова Галина

Ивановна

1983 году семья переехала в поселок Невон.

С мужем прожила 45 лет, у них 4 детей, один внук, 8 внучек, правнук и правнучка.

 

55 лет продавец медали: «За доблестный труд.

В ознаменование 100- летия со дня рождения В.И. Ленина»,

«60 лет Победы над фашистской Германией»,  грамоты

Очень любит детей и считает, что занятия общественными делами помогают приносить пользу людям
Сухарева Тамара

Ивановна

1968г, приехала с мужем и семьей

С мужем прожила 52 года, имеет 2 сыновей,  5 внуков и 2 правнука

 

 

 

 

56 лет учитель, п.Железнодорожный медали: «За доблестный труд.

В ознаменование 100- летия со дня рождения В.И. Ленина»; «Ветеран труда»; грамота Законодательного собрания Иркутской области к 68-й годовщине Победы

 

Ценит в людях честность и верность.

Любит быть в обществе. Предпочитает поэзию и хоровое пение

 

 

 

Бондалетова Галина Николаевна

 

С мужем прожила 50 лет, имеет 2 детей,  7 внуков и 1 правнучку. 50 лет колхозница значок Всесоюзного значения «Победитель соц. соревнования», областная грамота «За достойный доблестный труд»

 

Очень любит детей и считает, что умение жить с юмором помогает общаться с людьми

 

[1]Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. – М.: Политиздат,2014

[2] Судьба, 1993 г., № 4 (68), июль, август 2000 г. С. 3

[3] Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. 2000 г. Ч.2. С. 24.

[4] Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. 2000 г. Ч.2. С. 24.

 

Нет комментариев к “Казакова Дарья Александровна – ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ … (судьбы детей военной поры)”

Оставить комментарий