Евгения Тарасевич – У войны не женское лицо…

Опубликовано Апрель 25, 2017 - admin в Работы победителей конкурсов, Сочинения

У войны не женское лицо…..

 

Евгения Тарасевич,

ГБПОУ «Ангарский педагогический колледж»,

специальность «Дошкольное образование»

Руководитель: В.Е. Афанасьева

 

 

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

А. Твардовский

 

Когда мы произносим слово «женщина», в нашем сознании всплывает образ сострадания, добра, милосердия, материнства, любви. Порой слова женщина и жизнь настолько близки, что хочется их назвать синонимами. Действительно, мы должны быть благодарны женщине за то, что она может подарить жизнь.

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а еще стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. «Не женская это доля – убивать», – подумаем мы. Но это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем. Такие великие женщины были не только солдатками, но и талантливыми писателями, журналистами, поэтессами.

В годы Великой Отечественной войны художественная литература играла важную роль. Именно эти страшные и трагические годы нашли отражение в литературе. Как ни было ничего равного этой войне в стране нашей, так и во всем мире не было написано такого количества произведений, как об этом ужасном времени. Уже с самых первых дней кровопролитной войны многие писатели встали в один ряд с советским народом на защиту нашей Родины, такие как: Александр Грибоедов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Александр Солженицын, Владислав Сурков, Константин Симонов, Александр Твардовский  и многие другие. Но это были не только мужчины-поэты и писатели, а также женщины. Женщины ничем не уступали мужчинам в мужестве, и в силе, и в героизме. В Великой Отечественной войне участвовали Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Юлия Друнина, но и это, конечно же, не все. Нельзя описать всех подвигов, которые совершили женщины. Не перечислить то, чем они жертвовали и что теряли. Спасая Родину, они отдавали свои жизни, свое здоровье и даже детей.  И кто же после этого назовет женщину слабой? Женщины были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Одной из значимых женских фигур на войне и в литературе того времени была  русская поэтесса Ольга Берггольц.

У Ольги Берггольц, как и у многих женщин того времени, была непростая судьба. Она прошла через все испытания, которые бы не попадались у нее на пути, преодолела все преграды, возникавшие у людей XX века. Эта хрупкая женщина вынесла столько, сколько бы не вынес любой мужчина, но она боролась, сражалась и  не сломалась. Когда Ольге Берггольц было 28 лет, ее, беременную, арестовали по обвинению «в связи с врагами народа», жестоко пытали, и уже в тюремной больнице она родила мертвого ребенка. Две ее первые дочери умерли в младенчестве. Детей у нее больше не было. 3 июля 1939 года она была освобождена и полностью реабилитирована. Поэтесса позже вспоминала: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!». Часть «тюремных» стихов каким-то чудом была опубликована в 1965, на излете общественной «оттепели», в книге «Узел».

Неужели это вправду было:

На окне решетки, на дверях?..

Я забыла б – сердце не забыло

Это унижение и страх.

До сих пор неровно и нечетко,

Все изодрано, обожжено,

Точно о железную решетку –

Так о жизнь колотится оно…

В этом стуке горестном и темном

Различаю слово я одно:

«Помни», – говорит оно мне… Помню!

Рада бы забыть – не суждено…

(«На воле»).

В годы Великой Отечественной войны Ольга находилась в осажденном Ленинграде, там же умер от голода ее второй муж Николай Молчанов. Находясь в блокаде, Ольга работала на радио. Ее монологи заставляли людей не сдаваться, бороться, заставляли жить дальше. Я считаю, что большую роль они сыграли в судьбе Ленинграда. Поистине народное признание пришло к Ольге Федоровне Берггольц в годы войны. В окруженном врагами городе, как тогда коротко говорили — в блокаде, не было света и тепла, воды и хлеба. Гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. Обессиленных, истощенных людей в темноте промерзших квартир порой объединял только голос радио. Часто голос радио был голосом Ольги Берггольц. Звучали стихи. Они шли от сердца к сердцу. Они были предельно достоверны по деталям блокадного быта и интонации. Ведь писал их человек, который страдал вместе со всеми, недоедал, склонялся при свете коптилки над тетрадью, дул на замерзшие руки, согревая дыханьем непослушные пальцы. Стихи оплакивали погибших. И, может быть, уже тогда зародились строки, которые много лет спустя будут высечены на каменной стене над братскими могилами Пискаревского кладбища: “Никто не забыт…”. Они станут своеобразным паролем нашей памяти. Звучали стихи. Они поддерживали людей, словно давали им новые силы, вселяли уверенность в освобожденье, в Победу.

Поэтесса не задумывалась о литературной технике, но добилась самого главного: своим голосом, своими искренними словами, монологами она сплачивала людей в “братство блокады”, в некое единство. В эти голодные, беспощадные годы ею были написаны лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма» (1942).Также она пишет стихотворения, пьесы, трагедии. Поистине народное признание Ольга Берггольц получила в годы Великой отечественной войны, написав такие известные произведения, как: цикл стихотворений «Испытание», «Первороссийск» (1950), автобиографическую книгу «Дневные звёзды» ( 1959), поэму «Твой путь» (1945) и множество стихотворений. Все ее творчество проникнуто патриотизмом, человеческой болью. Каждая строчка ее произведений пропитана слезами людей, которые потеряли близких и потеряли себя на войне, пропитана страхом перед фашизмом, голодом, и в то же время мужеством, героизмом и любовью к своей Родине ( “Был день как день.”, “Мы предчувствовали полыханье этого трагического дня…”,”Предчувствие”). Каждый солдат, читавший стихотворения Ольги Берггольц, готов был отдать все ради победы, готов был стоять до последнего, победного конца, готов был пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Ее творчество было, действительно, клятвой. Оно давало людям надежду, силы, чтобы бороться, не опускать руки, не сдаваться. Ее мысли простые, но глубокие, слова понятные, но многозначные. Нельзя читать стихотворения Ольги Берггольц без горечи и печали. Они заставляют читателей погрузиться в атмосферу смерти, крови и потери, в атмосферу, которую бы не многие люди могли перенести в наше время, заставляют всех задуматься о смысле жизни, о том, как они жили, для чего жили, чего добились ( “Нет, не из книжек наших скудных…”). Стихотворения, написанные во время Ленинградской блокады, наполнены трагическим реализмом и приватностью высказываний. Опубликованные вначале 1990-х фрагменты «Дневника» Берггольц поражают своей откровенностью, именно они правдиво рассказывают и воспевают подвиги советских солдат и простых людей. От ее строк даже сейчас мороз по коже. Особенность поэзии  Берггольц было острое и всегда глубоко личностное переживание жизни, как исторического потока. Блокаду Ленинграда она осмысляла как победоносную трагедию, как выразительную и неповторимую страницу в долгой истории Отечества. За свои заслуги перед Отечеством Ольга Берггольц была награждена: Сталинской премией третьей степени (1951) — за поэму «Первороссийск» (1950), орденом Ленина (1967), орденом Трудового Красного Знамени (1960), медалью «За оборону Ленинграда» (1943), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и статусом Почетного гражданина Санкт-Петербурга (1994).

После войны на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады, будет записано словами поэтессы:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

Берггольц – поэт воинствующей и жизнетворной памяти. Искусственному забвению, как волнам искусственных морей, она противопоставляет свою память – все ее произведения так или иначе возвращают жизнь жизни, вырывают ее из мертвых песков, поднимают из мертвых вод. В минуты отчаяния и слабости она думала, что на уста ее легла печать молчания, но на самом деле молчали, не смея родиться и выйти из под пера, лишь лживые слова, а правда искала и находила разные пути. И главнейший из таких путей пролегал через Память.

Не только мужчины являются опорой России, но и наши добрые, чуткие и мужественные женщины. Таких людей, как Ольгу Берггольц можно по праву назвать великими людьми нашей Родины. Ведь сколько они сделали для нашей страны, для всего народа. Именно на таких людей нужно ровняться нашей молодежи и нашим детям. Писатели Великой Отечественной войны своими произведениями показали все тяготы тех лет: голод, смерть, потери, страх, любовь к Родине, героизм, мужество, подвиги – все то, что пережили люди. Но они не только рассказывали об этом, но и сами все это пережили. Мы не должны забывать таких великих людей, хоты бы за то, что они дали нам жизнь, именно это будущее, покой и счастье. Мы обязаны им всем! Но достаточно и  того, чтобы мы их НЕ ЗАБЫВАЛИ и ПОМНИЛИ ВЕЧНО!

 

Нет комментариев к “Евгения Тарасевич – У войны не женское лицо…”

Оставить комментарий