Г.А.Кудревич – Страницы, опаленные войной. Литературный перекресток

Опубликовано Апрель 25, 2017 - admin в Исследовательские работы, педагогические проекты, Работы победителей конкурсов

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области

Ангарский педагогический колледж в г. Усолье-Сибирское

 

Страницы, опаленные войной

Литературный перекресток

 

Г.А.Кудревич,

куратор группы 346

 

2015

Цель:

  • создать условия для формирования у студентов представления о значимости творчества поэтов и писателей во время Великой Отечественной войны
  • воспитывать патриотические чувства, гордость за подвиг соотечественников
  • развивать умение формулировать собственные мысли, формировать профессиональную компетентность

Оборудование: мультимедийная презентация, макет пограничного столба с направлениями, высказывания писателей о войне, книги о войне для чтения в младших классах.

Ход:

    Ведущий: Добрый день, уважаемые друзья. 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы, поэтому приглашаю вас на литературный перекресток «Строки, опаленные войной». Перекресток – это место, где пересекаются дороги, направления. На нашем перекрестке пересекаются не только направления, но и поэзия и проза военных лет, героическое, трагическое и комическое, прошлое и настоящее.

     Пе6рвое направление, по которому мы отправимся – «Вечной памятью живы». Слово первой подгруппе.

Студенты: Мы хотим рассказать о людях, которые пронесли свой талант через жестокие годы войны и смогли оставить потомкам произведения, в которых отражена вся правда жизни тех лет. Более 1000 писателей и поэтов  воевали на фронтах Великой Отечественной войны, более четырехсот не вернулись.

        Главным содержанием стихотворений молодых поэтов стала тема любви к Родине, к своим близким, тоска по мирной жизни и ненависть к врагу. Вот одно из стихотворений Николая Майорова, погибшего в 1942 году на Смоленщине.

Нам не дано спокойно сгнить в могиле –

Лежать навытяжку и приоткрыв гробы, –

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждём приказа нового. И пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

 

Автор от лица своего поколения надеется, что люди не забудут о них, что их имена не сотрутся в памяти потомков. Он уверен, что существует связь между поколениями.

 Уральский поэт Владислав Занадворов погиб под Сталинградом. Незадолго до смерти он писал с фронта: «Я сейчас часто думаю о том, как хорошо будет после войны. Нужно так много жить, так много работать, так много любить».

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит своё выраженье.

Это  – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

 

Поэт Георгий Суворов участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда.           Командир взвода противотанковых ружей,  Он погиб 1944 года при переправе через реку Нарву. За день до своей героической гибели 25-летний Георгий Суворов написал глубокие и высоко трагичные строки.

 Мы тоскуем и скорбим,
Слезы льем от боли…
Черный ворон, черный дым,
Выжженное поле…
А за гарью, словно снег,
Ландыши без края…
Рухнул наземь человек –
Приняла родная.
Беспокойная мечта,
Не сдержать живую…
Землю милую уста
Мертвые целуют.
И уходит тишина…
Ветер бьет крылатый.
Белых ландышей волна
Плещет над солдатом

Павел Коган… Иосиф Уткин… Семен Гудзенко… Павел Шубин…

Семён Кирсанов… Давид Самойлов… Александр Межиров…

И еще имена…

Они не вернулись с поля боя… Молодые, сильные, жизнелюбивые… Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честных, они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Все молодые, талантливые,  преданные Родине и поэзии.

Те, кому посчастливилось вернуться с войны, продолжили тему беззаветного служения Родине в мирное  время.

Булат  Окуджава в 1942 после окончания девятого класса средней школы  добровольцем ушел на войну. Служил минометчиком. Был ранен, закончил войну в 1945году. Песни Булата Шалвовича о войне – это гимн героизму русского солдата

(видеоклип «До свидания, мальчики…»)

Победу приближали не только мужчины.     Говорят, у войны «не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками. Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Их стихи знали, ждали. На фронт идёт 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова. В блокадном Ленинграде звучит голос Ольги Берггольц.

   Трагична судьба поэтессы Елены Ширман. С началом Великой Отечественной войны она возглавила, выходившую в Ростове-на Дону, агитгазету «Прямой наводкой»

Это будет, я знаю…
Нескоро, быть может, –
Ты войдешь бородатый,
                                                 сутулый,
                                                                   иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опаленные временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму – это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь,
                    подбегу.
И наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель…
Ты поднимешь мне голову.
Скажешь: “Здравствуй…”
Непривычной рукой по щеке проведешь.
Я ослепну от слез,
                                     от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты – придешь.

Этой встрече не суждено было состояться

В июле 1942 года поэтесса была схвачена немцами. На её глазах они расстреляли её родителей, а на следующий день, сорвав с неё одежду, заставили рыть себе могилу.

Из воспоминаний Клавдии  Крохиной: Первый раз убивать страшно. Очень страшно. Мы залегли, и я наблюдаю. И вот замечаю: один немец из окопа приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, я слышала, как стучали мои кости. Стала плакать. Когда по мишеням стреляла — ничего, а тут: я убила! Я! Убила какого-то незнакомого мне человека. Я ничего о нем не знаю, но я его убила.

Потом это прошло. И вот как это случилось. Мы уже наступали, было это где-то возле небольшого поселка  на Украине. И там, когда мы шли, около дороги стоял барак или дом, невозможно было уже разобрать, это все горело, сгорело уже, одни угли остались. Обгоревшие камни. Многие девочки не подошли, а меня как потянуло. В этих углях мы увидели человеческие кости, среди них звездочки обгоревшие, это наши раненые или пленные сгорели. После этого, сколько я ни убивала, мне уже не было жалко, как увидела эти черные косточки.

Вернулась с войны седая. Двадцать один год, а я вся беленькая.

 

Ведущий: Мы прослушали строки, полные трагизма и в то же время надежды на победу, на возвращение. В этих произведениях сочетается ненависть к врагу с любовью к близким, к Родине.

    После Победы в войне прошло 70 лет. Многое изменилось в нашей жизни. Давайте порассуждаем о героизме, патриотизме, войне с помощью цитат выдающихся писателей и мыслителей разных времен и народов. Прочитайте внимательно цитату и разместите ее на соответствующем панно

·      Это вызывает согласие и поддержку

·      У меня на этот счет противоположное мнение

·      Это для меня неожиданное суждение

(студенты размещают цитату и объясняют, почему они согласны или не согласны с автором)

Цитаты:

Самый несправедливый мир я предпочел бы самой справедливой войне

Цицерон

Почему бы не судить правительство за каждое объявление войны? Если бы народы поняли это… если бы они не позволили убивать себя без всяких причин, если бы они воспользовались оружием, чтобы обратить его против тех, кто им дал его для избиения, – в тот день война умерла бы

Г.Мопассан

Героизм – это род смерти, а не жизни

Г.Лауб

Будь у героев время подумать, героизма вовсе бы не было

П.Устинов

Героем человек становится тогда, когда видит, что стоит на краю гибели

В.Швебель

Ведущий: Следующее направление мы условно назвали строчками из поэмы А.Твардовского «До чего же вы, ребята, замечательный народ». Слово второй подгруппе.

     Студенты:  Солдаты знали, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Но все же звучали на войне шутки, пелись веселые песни. Сколько частушек было придумано и исполнено в  минуты отдыха и затишья между боями.

     Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности. Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких переплётов выбирались

 

    В образе Василия Тёркина, который является главным персонажем «Книги про бойца», Александр Твардовский стремился воплотить богатство, многообразие мыслей и чувств простого русского солдата. Эта книга, как впоследствии писал он в своей автобиографии, была «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт , тут сама жизнь, где рядом подвиги и обыденные поступки, шутка, смех, слезы.

Константин Симонов так сказал о книге про бойца: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне на войне».

Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.

Буду ль жив еще?- Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое –
Человек пришел с войны.

Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
Я пришел, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий –
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.

И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я ‘Казбек’.

И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку прятал
Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.

– Как, мол, что?- Бывало всяко.
– Трудно все же?- Как когда.
– Много раз ходил в атаку?
– Да, случалось иногда.

И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна…
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!

 

    Особое место в формировании патриотического духа, уверенности в победе принадлежит творчеству Кукрыниксов.  Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества

 

Гитлер Геббельса спросил:
Что ты рот перекосил?
У мартышки слезы градом,
Подавился Сталинградом…

 

Ныне милостью своей
Гитлер нам везет царей:
Принимайте парочку,
Радуйтесь подарочку!

Только фюрера с царьками
Повстречал народ штыками.
Ох, и будет тошно им,
Всем гостям непрошенным.

На Москву ХОХ
От Москвы ОХ!
Ведущий: Следующее направление называется «Сердце, отданное детям». Как вы думаете, о ком пойдет речь? Как вы догадались?

Студенты: Вспоминая творчество ветеранов Великой отечественной войны, нельзя не сказать о Василии Александровиче Сухомлинском

В 1941 году педагог добровольцем ушёл на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным.

Василий Александрович Сухомлинский — автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Когда я шел на фронт, вспоминал Василий Александрович, дома осталась жена, Вера Петровна . Во время оккупации ее арестовало гестапо — за распространение советских листовок. Когда жена была в гестаповском застенке, к ее родителям-старикам приехали два гестаповца и забрали  десятимесячного ребенка — якобы для того, чтобы мать его покормила. Они принесли ребенка в камеру и сказали: если не скажешь, кто руководит вашей организацией, убьем сына. И убили на глазах у матери, а потом выкололи глаза и мучили

Чтение новеллы «Недописанное письмо»

Ведущий: О чем хотел сказать матери солдат?

( высказывания студентов)

Ведущий: Мы подошли к последнему направлению, которое называется «Это нужно не мертвым это надо живым»

Студенты: Наше поколение не воевало. Нас еще не было. Мы знаем войну по рассказам родных, по книгам, фильмам и стихам. Именно эти произведения искусства помогают нам понять, что такое война, какой ценой нам досталась победа. Пронзительные и незабываемые строчки стихов остаются в памяти и вызывают у нас огромное уважение к людям, победившим фашизм.

Мы – будущие учителя начальных классов – обязаны сохранить у наших будущих учеников память о тех героических годах. Какие произведения о Великой Отечественной войне полезно прочитать школьникам? Проведем «кольцовку». Назовите авторов и произведения литературы, которые можно и нужно использовать в работе с младшими школьниками.

А сейчас пополним свою педагогическую копилку. На слайде слева вы видите формы воспитательной работы, а справа возможные темы. Спланируйте мероприятие, посвященное Дню Победы.

Возможно, вы проведете его, будучи на практике.

 

Форма мероприятия Тема
•     Беседа

•     Конкурс рисунков

•     Викторина

•     Дискуссия

•     Праздник

•     Устный журнал

•     Литературно-музыкальная композиция

 

•     «Нам дороги эти позабыть нельзя»

•     «Строка, оборванная пулей»

•     «Священная война»

•     «Пионеры-герои»

•     «Пока я помню, я живу»

•     «Памяти павших будьте достойны»

 

 

В заключении предоставляю слово Насте Антипенко для прочтения собственного стихотворения.

Ведущий: о том, как прошло наше мероприятие мы поговорим завтра, а пока хотелось бы, чтобы каждый из нас остался со своими эмоциями, чувствами, возможными вопросами.

( Видеоклип о Победе)

Нет комментариев к “Г.А.Кудревич – Страницы, опаленные войной. Литературный перекресток”

Оставить комментарий